Рассылка Израильской Афишы ТЮЗ

20 марта 2008

Сказка о рыбаке и рыбке: Еще одна книга жизни от Израильского ТЮЗа Шауля Тиктинера

Эксклюзив Интернет Изданий МойРеховот.инфо и Ирашоу.ком. При перепечатывании в интернете обязательны две рабочие гиперссылки по образцу (и с использованием URL), приведенными выше. Нарушители будут наказаны

Также смотри видео приложение 1 и видео приложение 2 к настоящей статье

В нынешнюю субботу Реховотская детвора и их родители смогли приобщиться к великой драматургии нашего современника, Великого Российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Вы нисчего не перепутали, и у нас крыша не поехала. Именно Современника. Сказали бы больше, почти-что нового репатрианта и по совместительству первоклассного психолога, семейного психотерапевта А.С. Пушкина. Столь злободневными и актуальными для Израильской действительности оказались воспетый им почти 200 лет назад сюжет,

Возьмемся предположить, что и в те далекие годы великие государственные умы России первой половины 19ого века заподозрили в книги некий тайный смысл. Ну не просто же так, написана сказка была 14 октября 1833 года, а напечатана в журнале «Библиотека для чтения», том Х, только в Мае 1835. Чем-чем, а цензурой Россия славилась всегда, и не только при Советской власти.

Прочитать сказку можно здесь

Так какую же тайную драматургию узрели Реховотские зрители в постановке Израильского ТЮЗАа Шауля Тиктинера, ведь даже сам мастер и автор многих блокбастеров Израильской детской театральной сцены в одном из интервью было заметил, что мол какая же здесь драматургия?

Ну посудите сами. Ловил старик неводом рыбу 33 года. И тем не менее они так и жили со старухой в ветхой землянке. Старуха же пряла свою пряжу. Вроде бы оба при деле. Но риторика повествования Пушкинских героев, обличенных в конкретные сценические образы Израильского ТЮЗа почему-то заставила прийти к новому выводу, что лентяй он, старик то. Всю жизнь на старуху полагался, дома добротного не построил, а пойманной им рыбы едва хватало на пропитание. Стало быть пряжа старухи служила мерой товарно-денежных отношений, имеющихся в распоряжении незадачливой супружеской пары. Пары в обшем-то счастливой, вель тридцать лет и три года они жили, вроде бы, душа в душу.

Ни о чем не напоминает такая история? Какую нибудь семейную пару-знакомых, в которой муж-дармоед сидит на шее супруги уже который год после репатриации, а половинка горбатится, обеспечивая себяЮ семью, мужа... пока еще не старика вроде. Ведь в Израиле даже безработному, а не малую копеечку нужно отдыть в службу начионального страхования Битуах Леуми, дабы заработать себе необходимое социальное страхование в возрасте... Том самом, в котором старик со старухой и прибывают. Эх, не было тогда Ьитуах Леуми, все же попроще им было бы...

Кстати, вопрос о возрасте - еще одна находка ТЮЗа Тиктинера... мастерски вкрапленная в скоморошную предисловие спектакля... когда главная героиня, запрещает даже саму мысль о преклонном возрасте, и с большим скрипом, но все же соглашается сыграть старуху. Возраст. 80. 70. 60. 40. 20. Много это или мало? Чем сорок отличается от 20, а шестьдесят от сорока. Все - миг, как будто эхом - именно на спектакле Тиктинера - вспомнились слова уже покойной мамы, сказанные на ее седьмом десятке. Что жизнь как день. И тут же вспомнились еще одни слова... произнесенные совсем недавно, в феврале 2008, писателем Георгием Вайнером в одной из авторских передач телеканала РТВИ. Что важно понять о конечности человеческого бытия, и не "гоношиться", делая ненужные поступки...

Разлад в семью старика и старухи... приходит вместе с золотой рыбкой в неводе... а вместе с ним - множество непростых и сложных вопросов семейных взаимоотношений, современных и актуальных. Ну взять хотя бы вот это, что "старуха вздурилась". Это с какой стороны посмотреть, с чьей колокольни. А как быть бедной старухе, если за 33 года... старик так ничего в дом и не принес, да и по дому-то ничего не делает. Корыто то - и то худое. Стало быть и 200 лет назад так было - не прикрикнешь на муженька - не сделает он ничего. Ну а дальше? А дальше случилось то, что психологи бы, наверное, назвали ловушкой... И упрекнуть старуху, если капнуть глубже, вроде бы по-началу не в чем. Ведь красиво жить не запретишь. И аппетит приходит во время еды, это тоже все знают. И что со временем старуха забывает про старика, тоже вроде все естественно. Точнее, пожалуй, старик становиться ей не парой, а откуда все взялось, хотя и "по щучьему велению" (точнее велению золотой рыбки) для ставшей "сварливой бабы". Вот она уже...

по щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле".

Надо ли говорить, что у бабы уже новый боровчик появился, колоритный, услужливый... А чего ему не появиться, старуха то в мирке своем уже существует... очевидно, что подзабыв где граница между туризмом... и эмиграцией"

И никто ее не научит уму разуму, пока сама не обожжется...

К счастью, у старика со старухой все закончилось куда более радостно, нежели во многих Израильских семьях. Здесь, бывает, детей готовы пилить начать. Не верите? И не надо. Ведь сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам (и милым девушкам) - урок.

Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что жмите на эту ссылку, выбирайте место и время проведения следующего выступления Израильского ТЮЗа со спектаклем "Сказка о рыбаке и рыбке", и заказывайте билеты онлайн. И не беспокойтесь о столь высоком идейном и нравственном содержании сказки великого русского поэта. Ведь каждый увидет в ней то, что хочет увидеть: дети - детскую сказку, а что увидете в ней Вы? Поделитесь с читателями, давайте продолжим разговор

Рецензии других авторов и дополнительные материалы (включая видел) можно найти на сайте израильского ТЮЗа. Видео сюжеты спектакля "Сказка о рыбаке и рыбке" можно посмотреть в блоге Израшоу.ком и Кассы Браво: Материал 1 и Материал 2.

Новости и Афиша Израиля от www.kaccaBravo.info